Правовое просвещение
17.06.2020
О защите прав потребителей

В соответствии с п.1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" №2300-1 от 07.02.1992г. (далее - Закон)  потребитель  в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечению этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
возможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

На основании п.2 ст. 18 Закона гражданину (потребителю) необходимо одно из вышеперечисленных требований предъявить продавцу либо уполномоченной организации в письменном виде (претензия). В своем заявлении, в соответствии с п.2 ст.20 Закона, также необходимо указать требование о безвозмездном предоставлении в трехдневный срок, на период ремонта неисправного товара аналогичного товара, обладающего соответствующими основными потребительскими свойствами. Если продавец либо уполномоченная организация отказывается подписывать экземпляр претензии или не принимает его, то необходимо отправить экземпляр претензии по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Согласно ст.22 Закона требование покупателя подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

На основании п.5 ст. 18 Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе принимать участие в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет при этом известить потребителя о времени и месте ее проведения. Потребитель вправе принимать участие, как в проверке качества, так и при производстве экспертизы товара. В силу четких указаний Закона он должен в установленный срок или удовлетворить требование, или отказать в этом. При этом под отказом понимаются, как фактический отказ, так и любое бездействие.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

В случае несогласия удовлетворения законных требований потребителя или возникновения спорных вопросов, указанных в претензии, гражданин  может рассматривать данный спор в судебном порядке. Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Согласно ст. 17 Закона законодатель предоставляет потребителям гарантии защиты их прав и устанавливает судебный порядок осуществления защиты. По общему правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика (иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации, ст. 28 ГПК РФ). Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, информирую, что за защитой потребительских прав граждане - жители Сандовского района могут обратиться в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Бежецком районе по адресу: 171984, Тверская область, г. Бежецк, ул. Садовая, д.26  или в прокуратуру Сандовского района по адресу: 171750, Тверская область, п. Сандово, ул. Кооперативная, д.7 а.