Информационные сообщения
05.12.2018
Продавцам продовольственных товаров на заметку

Продукты питания являются самыми востребованными видами товара, поэтому многие организации и индивидуальные  предприниматели стараются работать в данной нише. В своей деятельности торговые заведения должны соблюдать требования к качеству, условиям хранения различных групп товаров, санитарно-гигиенические нормы, поскольку многие продукты требуют особых условий хранения, температурных режимов, четкого соблюдения сроков реализации.

К ключевым документам, регламентирующим розничную торговлю, относятся  постановление Правительства РФ от 19.01.1998 года №55"Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее по тексту-Правила продажи) , Закон РФ от 07.02.1992г.  N 2300-I "О защите прав потребителей", ГОСТы, СанПиН, СП.

Четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм является непременным условием ведения деятельности в сфере реализации продовольственной продукции, так как они регулируют размещение торговых предприятий, планировку площадей, торговых залов, хранения продукции, реализации пищевых продуктов и прочие сопутствующие нюансы.

Согласно п.1 ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Продажа продовольственных товаров имеет свои особенности, которым посвящен раздел II Правил продажи. 

Информация о продовольственных товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в зависимости от вида товаров помимо иных сведений, перечисленных в Правилах продажи, должна содержать:
-наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
-сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;
-назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
-способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
-условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
-дату изготовления и дату упаковки товара;
-противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
-сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).

Пункт 33 Правил продажи: Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Пункт 34 Правил продажи: В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли.
На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.
Не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке.
Пункт 35 Правил продажи: Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Пункт 36. Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.
Пункт 37. По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы ему в нарезанном виде.
Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания.
Хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде.

Пункт 38. В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание услуг общественного питания не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В обязанности продавца, согласно действующих Правил продажи, входит, в том числе:
- обязанность иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.
- обязанность иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию
- обязанность довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией товаров (продавцы, водители, грузчики и т.д.) обязаны иметь личные  медицинские книжки. Данные работники, помимо медицинских осмотров, обязаны проходить санитарно-гигиеническое обучение и аттестацию, отметка о прохождении которых также ставится в личных медицинских книжках. Если трудовые обязанности сотрудника торговой компании не связаны с указанными видами деятельности (например, бухгалтер), то личная медицинская книжка на такого работника не оформляется.

Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в Бежецком районе