Информационные сообщения
12.03.2020
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Скажите, как вы думаете, кто такой потребитель?
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности.

Как вы думаете, кто является рациональным потребителем?

Рациональный потребитель - это потребитель, который стремится максимально удовлетворить свои потребности, исходя из имеющихся возможностей. Когда делая выбор, потребитель всегда преследует определенную цель. Потребности у людей индивидуальны. Что нравится одному человеку, может совсем не нравиться другим людям. Для того, чтобы действовать рационально, человек должен обладать соответствующей информацией и уметь ею пользоваться. Совершение покупок под влиянием окружающих, сиюминутного настроения может привести к непредвиденным расходам.

Покупка вещи, которая нужна, сопряжена с альтернативной стоимостью. Например, чтобы купить велосипед, надо отказаться от покупки других товаров. Приходится постоянно выбирать, исходя из имеющихся средств, ассортимента предлагаемых товаров и цен этих товаров.

Рациональный потребитель стремится  к максимизации общей полезности. Он делает выбор таким образом, чтобы полезность набора товаров и услуг, купленных в рамках фиксированного бюджета, была максимальной.

Потребительский выбор -  это выбор, который максимизирующий общую полезность рационального потребителя в условиях  ограниченности ресурсов (денежного дохода). Рациональный потребитель сравнивает предельную полезность товара, который хочет приобрести, и его цену.

Суверенитет потребителя -  свобода потребительского выбора. Потребитель волен распоряжаться своим доходом исключительно по своему усмотрению, в соответствии с личным пониманием  максимальной полезности и выгодности  покупаемых благ. Суверенитет  потребителя необходимо поддерживать. Так, государство определяет и защищает его права, например, от  поддельных,  фальсифицированных продуктов, от введения в заблуждение и пр. Это достигается  применением законов  о защите прав потребителя, недопущении недобросовестной рекламы.

Специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области  Соловьев А.Г.